38

Как обесценивается высшее образование

Работа и карьера

   Всем известна проблема практически всех современных валют, которая называется инфляцией. Есть валюты более стабильные, есть менее, но таких, которые совсем не обесценивались бы с течением времени, к нашему времени, скорее всего, уже не осталось. Речь, впрочем, сейчас пойдёт не об экономике, а об образовании, в котором уже весьма давно происходит аналогичное явление обесценивания, хотя внимание этому печальному факту уделяется значительно меньше, нежели, ставшей уже привычной, инфляции различных денежных единиц.Как известно, в основе инфляции денег лежит их перепроизводство, при котором количество денежной массы становится слишком велико по сравнению с товарной массой, которую можно купить за все эти деньги, что и приводит к росту цен, вместо того, чтобы сделать всех людей богатыми. Чрезвычайно похожий процесс идёт, как минимум, с середины прошлого века и в сфере образования, причём далеко не только российского, однако замечать его, а тем более принимать какие-то меры, отчего-то не принято.
    Выражается это в том, что количество образованных людей растёт быстрее, чем число высокооплачиваемых рабочих мест для них, что приводит, согласно закону спроса и предложения, во-первых, к  тому, что эти места становятся не такими уж и высокооплачиваемыми, а во-вторых, к невозможности устроиться работать по своей специальности для очень многих образованных людей. Над этим, надо отметить, уже давно прошёлся советский юморист Аркадий Райкин, когда заметил в одном из своих фельетонов, что на кого-то «пилюют, как на простой инженер».
Есть ли в этом что-либо позитивное? Принято считать, что доступность высшего образования повышает интеллектуальный уровень общества. Однако, надо отметить, положа руку на сердце, что подавляющее большинство людей учатся вовсе не ради повышения своего интеллектуального уровня, а ради того, чтобы хорошо устроиться в этой жизни. И, если им этого сделать не удаётся, то у них появляется ощущение, что их обманули. И это вполне естественно, ведь учёба – это довольно тяжёлый труд и любому человеку бывает очень обидно, когда он обнаружит, что потратил несколько лет своей жизни и массу сил откровенно впустую.
    Из вышеприведённого факта вполне ожидаемо следует понижение уровня образования, так как люди начинают учиться спустя рукава, поскольку их интересуют не знания, а диплом, не имея которого часто бывает невозможно устроиться даже на такую работу, где знания особо не нужны. Происходит это из-за того, что работодатели, как и всё общество, воспринимают высшее образование как некий фетиш, но в то же время у них, как уже было сказано выше, отсутствует необходимость переплачивать работнику за наличие у этого работника высшего образования.
В результате пресловутое право на образование превращается в обязанность учиться, то есть тяжкую повинность, которую приходится тащить, ибо без неё никак. И на этом фоне раздаются голоса, требующие сделать высшее образование всеобщим, хотя для всех должно быть понятно, что в этом случае без корочек нельзя будет устроиться даже чистить туалеты и образованные люди начнут получать точно такую же зарплату, какая была когда-то у безграмотных деревенских мужиков, пришедших на заработки в город.
Мало того, ведь в том возрасте, когда эти мужики уже работали и кормили свои семьи, новоявленным образованным придётся сидеть на шее у папы с мамой или у государства, что явно не приведёт к позитивному эффекту ни в макроэкономике, ни в демографии.
     Что же делать, ведь ограничение доступа к высшему образованию вызовет крайне негативную реакцию со стороны общества? Естественно, вызовет, причём вполне справедливо, ведь талантливым людям, которые тянутся к знаниям, необходимо давать возможность получать эти знания. Только вот для того, чтобы этот талант потом мог себя проявить, надо расчистить ему дорогу от конкуренции со стороны не столь талантливых людей, которых просто вынуждают конкурировать с ним, хотя сами они этого не очень и хотят.
     Выход есть. Ведь можно на уровне государства ввести доплаты за наличие высшего образования, по тому же принципу, как сейчас существуют доплаты за ученые степени, а также создать квоты рабочих мест для лиц, не имеющих высшего образования. Что-то подобное было, надо отметить, ещё в дореволюционной России, когда людей с высшим образованием официально запрещалось принимать в крестьянские общины, если же они ухитрялись получить образование уже будучи в такой общине, то их полагалось исключать оттуда.
    Эти же меры попутно позволят решить и ещё одну проблему, связанную с повышением пенсионного возраста, о котором в России только говорят, но которое давно уже реально проводится в, казалось бы, намного более богатых, чем наша, западных странах. Можно ведь будет не повышать пенсионный возраст, а понижать возраст начала трудовой деятельности, дабы молодежь, не желающая учиться, могла приносить пользу и себе и обществу, вместо того, чтобы проводить годы жизни, забивая свои головы знаниями, которые, как выясняется, никому не нужны и эксплуатировать стариков. Впрочем, это уже тема для совсем другой статьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *